Библиотека – тихий дом души.
Здесь жизнь в ином, духовном измерении.
Страничный шелест – путь на пик вершин,
С которых лишь рукой до озарений…
Библиотека – мудрый дом души.
К услугам читателей представлен фонд в количестве 18 091 экземпляров:
- учебники – 8 841 экземпляров;
- художественная , методическая и справочная литература – 9 250 экземпляров.
Также в библиотеку поступают 20 названий периодических изданий:
- журналы – 11 названий;
- газеты – 9
Особой популярностью у школьников разных возрастов пользуются периодические издания. Учащиеся младших классов с удовольствием читают журналы «Качели» и «Вясёлка», учащиеся среднего звена – журналы «Бярозка», «Родная прырода», а среди старшеклассников и их педагогов наиболее популярен журнал профориентационного характера «Кем быть?».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАБОТА С КНИГОЙ»
Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?
1. Сначала следует прочитать стихотворение.
2. Выяснить все непонятные слова и выражения.
3. Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.
4. Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.
5. Предложить ребенку еще раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение еще раз.
6. Через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать стихотворение.
7. Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.
8. Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.
«Как научить ребенка беречь книги?»
Для этого необходимо следовать следующим правилам:
1. Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.
2. Не читать во время еды.
3. Не загибать листы, пользоваться закладкой.
4. Класть книгу только на чистый стол.
5. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
6. Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам.
«Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания и чтения книги?»
1. «Что изображено на этой картинке?»
2. «Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить».
3. «О чём, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чём – подробно?»
4. «Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?»
5. «Чем ты закончишь рассказ по ней?»
6. «Какие слова (имеются ввиду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?»
7. Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я – продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»
«Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?»
1. Выясните перед чтением или во время чтения трудные для ребенка слова.
2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
3. Что нового, интересного он узнал во время чтения?
4. Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
5. Как описана природа в книге?
6. Какие слова и выражения ему запомнились?
7. Чему научила его книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
9. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
РЕБЁНОК УЧИТСЯ ЧИТАТЬ
Чтение – особый вид творчества. Когда читаешь книги, самостоятельно постигаешь новые смыслы, рисуешь в воображении пейзажи, создаёшь образы героев, учишься понимать их чувства. Этого не происходит, например, когда смотришь телевизор. Там всё уже создано, и человек пассивен, когда воспринимает всё это.
Для развития личности ребёнка умение самостоятельно читать очень важно. Ребёнок погружается в этот удивительный вид творчества, ощущая себя независимой самостоятельной личностью. Ему не надо ждать, чтобы мама почитала для него книгу или дедушка рассказал сказку. Ребёнок сам, когда захочет, может погрузиться в это чудесное действо – чтение. Каждое такое погружение рождает внутреннее чувство «я могу». Именно это чувство является основой уверенности в себе, способствует формированию устойчивой личности.
Так замечательно, если ребёнок уже приобщился к этому особому миру книг! А если нет?
Давайте попробуем понять, почему некоторые дети начальной школы не любят читать. Процесс чтения для таких детей труден, мучителен, всё время связан с эмоциональным напряжением.
Причиной этого является неправильно формирующийся навык чтения – прерывистое чтение, когда ребёнок делает короткие «спазматические» паузы перед каждым словом, очень напряжён при чтении. Он стремится читать целыми словами, а это пока не очень получается. Слушать его трудно. При этом обычно у него бывает много ошибок: искажает слова, додумывает окончания. Темп чтения достаточно медленный и не растёт. Учитель огорчён, мама нервничает. Сколько бы ребёнок ни старался, заметного улучшения всё равно не происходит. Процесс чтения приносит только огорчения. Ребёнок начинает всячески избегать этот вид деятельности.
Любой навык в процессе формирования проходит определённые этапы. Например, вязание крючком. Как быстро выскакивают петелька за петелькой в руках умельца. Мастерица даже не осознаёт, каким образом действуют её руки. Они вяжут сами. А в начале, когда она только училась вязать, её приходилось контролировать каждое движение. Она очень медленно вывязывала каждую петельку. Потом могла это делать всё быстрее, быстрее, пока не стала мастерицей. Такой процесс преобразования какого-либо действия из медленного, осознанно контролируемого в ловкое, быстрое, осуществляющееся как бы само собой психологи называют сворачиванием навыка. Чтобы навык свернулся, движения изначально должны быть плавные, равномерные. Пусть даже очень медленные. Темп постепенно нарастёт. Но если равномерности не будет, навык не свернётся никогда.
Главное, что должно быть на любом этапе становления навыка чтения – это ритмичность, равномерность. Паузы можно делать только там, где стоят знаки препинания. Эти знаки потому так и называются. «Ямок» между словами быть не должно. Новый текст ребёнок должен читать в том темпе и тем способом, каким он может прочесть самые трудные слова текста. Если у ребёнка прерывистое чтение, то это затруднение можно преодолеть. Необходимо какое-то время следить за способом чтения ребёнка. Читать он должен плавно, ритмично, с ощущение лёгкости. Читать ему должно быть легко! Можно вернуться даже на этап чтения простых слогов.
Чтобы навык чтения формировался побыстрее, нужно контролировать чтение ребёнка (читать он должен медленно, не делая «ямок» между словами) и почаще в течение дня привлекать его к этому занятию. Только, внимание! Это ни в коем случае не должно быть чтение два часа подряд. За один раз ребёнок должен читать столько минут, сколько не ухудшается качество чтения. Признак усталости – ухудшение способа чтения. В первом классе – это обычно 5-10 минут за один присест. Чем старше ребёнок, тем дольше, но с учётом индивидуальных особенностей. А в течение дня таких «присестов» может быть столько, на сколько у вас с ребёнком сил хватит. Помните, главное для правильного формирования навыка чтения – это плавность и равномерность, отсутствие пауз между словами.
Уважаемые родители, если у вашего ребёнка проблема с чтением, необходимо обязательно обсудить её с учителем. Договориться, чтобы учитель на уроках также особенно следил за способом чтения ребёнка и сообщал вам о результатах ваших совместных усилий.
Успехов вам, дорогие родители!