Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Молодому педагогу

Дата: 21 января 2019 в 20:07, Обновлено 6 сентября 2023 в 22:09
Автор: Чиркун Л. К.

Требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; 
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; 
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; 
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; 
  • реализация на уроке всех дидактических принципов; 
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; 
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: 

  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; 
  • использование установок в форме убеждения, внушения; 
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; 
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; 

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов); 
  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; 
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); 
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; 
  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.Закрепление результатов работы: 

  • формирование навыков путем упражнений; 
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития; 
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; 
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; 
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим; 
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 
  3. освещение; 
  4. предупреждение утомления и переутомления; 
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); 
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток; 
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; 
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; 
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; 
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; 
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Памятка для составления тематического плана

Общие вопросы плана:

1 - дата;

2 - номер урока по теме;

3 - тема урока;

4 - тип урока;

5 - триединая задача урока;

6 - методы обучения;

7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;

8 - виды контроля знаний и обратной связи;

9 - планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке:

1 - реализация воспитательного потенциала урока;

2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;

3 - дидактические средства урока;

4 - самостоятельная работа учащихся на уроке;

5 - методы закрепления пройденного на уроке;

6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Самоанализ урока

Класс:

Тема урока:

Тип урока и его структура:

1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

   Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3.Какова триединая дидактическая цель урока  ( его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?

6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7.Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

9.Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

1.Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2.Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3.Изучите методические пособия к проведению урока.

4.Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы  с задачами урока.

5.Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6.Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7.Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8.В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.

9.Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10.Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков  должны быть известны и ученикам.

11.Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12.Постарайтесь  "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого не добиться глубоких и прочных знаний.

13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.

Методические рекомендации молодому специалисту

1.Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу. 

2.Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. 

3.Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее. 

4.Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями. 

5.Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы. 

6.Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. 

7.Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики. 

8.Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. 

9.Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. 

10.Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.) 

11.Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

Памятка для молодого учителя

1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.